Когда персональные компьютеры только начали распространяться, многие пользователи не задумывались, что у программ может быть владелец, а у него — лицензия на эту программу. Все просто передавали программы друг другу, копируя дискеты. Сегодня это называется пиратством.
Корпорации, разумеется, были против. Один из наиболее известных случаев —
открытое письмо Билла Гейтса, в котором он обвиняет пользователей BASIC в воровстве, утверждая, что большинство из них не покупали BASIC, а просто копировали его друг у друга. Однако многие программисты считали, что у пользователей ПО должны быть все права на его изучение и изменение. По аналогии с покупкой автомобиля: купив машину, вы можете посмотреть как устроен двигатель, починить или изменить его, дать покататься друзьям.
Одним из лидеров движения за свободное программное обеспечение был Ричард Столлман: он решил создать собственную лицензию, которая будет обладать полной юридической силой, но в то же время гарантировать возможность оставлять софт открытым. Так Столлман создал первую свободную лицензию GNU GPL — General Public Licence. В 1989 году он выпускает первую программу под этой лицензией — редактор кода GNU Emacs, который популярен до сих пор. Про незаурядную личность Ричарда Столлмана в блоге Хекслета есть
отдельная статьяТак зародилось движение за свободное ПО и свободные лицензии. По сути оно стало борьбой против авторского права, которое не дает права владения продуктом, несмотря на то, что пользователь за него заплатил. Сегодня и корпорации оценили пользу свободного ПО: почти каждая большая компания имеет свой открытый репозиторий. Именно благодаря этому у нас есть такие библиотеки, как React (Facebook/Meta) или Protobuf (Google).